Первый экскаватор

Первый экскаватор

А знаете ли вы, что первый землечерпательный агрегат (мы знаем его как экскаватор) был изобретен в Италии в середине 15 века!

Автором идеи был гениальный художник, писатель, музыкант, ученый и инженер Леонардо да Винчи.

Стоит отметить, что чертежа было два!

Первый представлял собой прототип современного экскаватора – драглайн (машина со сложной канатной связью и одним ковшом), второй, был землечерпалкой. Именно с помощью последнего и была построена великолепная Венеция. Руководил же работами по созданию и эксплуатации машины сам да Винчи.

Но все проекты великого мастера имели ручной или ножной тягловый привод. Они конечно облегчали работу, но полностью заменить человека не могли. Отцом первого экскаватора на паровом двигателе стал 23 летний американец Уильям Отис. Увы, проектная документация и сам прототип стали жертвой пожара. И патент на свой продукт он получил не в 1836, а в 1839. Именно этот год считается годом появления экскаватора. Назвали это чудо техники «лопатой Отиса», и использовали ее повсеместно, правда только в Америке, европейцы к изобретению отнеслись скептически. Несмотря на малую, по сегодняшним временам, мощность, всего-то 20 лошадиных сил, этот агрегат заменял 120 человек.

У него был лишь один большой изъян, он не передвигался самостоятельно, приходилось строить железнодорожную ветку к месту работ. Кстати именно с развитием железнодорожной сети и связано широкое распространение экскаваторов. Интересно, но снять эти машины с рельсов смогли лишь к 1920 году. (Хотя изобретатель Бенджамин Холт показал гусеничный трактор еще в 1904 году, это потом он зарегистрирует всем известную марку Катерпилляр, а тогда это был несомненный прорыв). Но вернемся в 20 годы прошлого века. До этого времени все землечерпалки передвигались по рельсам, была и еще одна проблема, все они были не полноворотными. Башня могла вращаться лишь на 180 градусов.

Плюс система драглайн (канатный привод) сильно ограничивала возможности, он мог лишь черпать, а стать землеройной машиной нет. О том, что бы дробить камень и землю речи тоже не было. Большие гусеничные машины не справлялись со всеми работами, они были слишком громоздкими. И даже башня, несмотря на все усилия не могла вертеться на 360 градусов. Отойти от привычных 180 градусов удалось лишь к 1951 году.

Тогда уже во всю использовалась гидравлика, и практически одновременно две компании представили свои разработки, это были экскаваторы Хаймак и Атлас. Кстати, первые экскаваторы на колесах стали использовать еще после окончания второй мировой войны. Большие разрушения в городах с их ограниченным пространством заставляли строителей ставить башни на обыкновенные грузовики. Тогда же, а именно в 1947 году появился первый карьерный экземпляр, а вот шагающим он стал к 58 году прошлого века.

Сегодня модельный ряд, можно сказать и так, насчитывает множество модификаций. Есть и совсем крошечные машины, они прекрасно уживаются в современных городах, есть огромные роторные добывающие уголь или руду, эти работают практически беспрерывно и имеют электрический тягловый двигатель. Конечно эволюция землеройных и землечерпальных машин шла с некоторой пробуксовской, судите сами от лопаты Отиса до полноповоротной башни минуло более ста лет, и, тем не менее, представить себе современную стройку или даже садовый участок без этих замечательных машин мы себе уже не можем.

А в России первая землеройная машина появилась в конце 19 века, ее потом использовали при строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва, и сделана она была в США, всё на той же фирме Отис.

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее